Функциональная грамотность
– это способность человека использовать приобретаемые
в
течение жизни знания для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования
в части формирования
функциональной грамотности
является международное
исследование PISA. Исследование
PISA ставит своей целью проверку
наличия таких умений, которые
должны помочь молодежи в их
«взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
Читательская грамотность – способность
человека понимать и использовать письменное тексты,
размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность –
способность человека занимать активную гражданскую
позицию по вопросам, связанным с естественно-научными
идеями: научно объяснять явления; понимать особенности
естественно-научного исследования; интерпретировать
данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность –
способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах: применять
математические рассуждения; использовать математические
понятия и инструменты.
Финансовая грамотность – знание и
понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а
также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для
принятия эффективных решений в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности
участия в экономической жизни.
Креативное мышление.
Глобальные компетенции. Под глобальными
компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения
проблемы глобального характера
и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические,
расовые и иные различия влияют
на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми
на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно
действовать индивидуально или в группе в различных
ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и
осведомленность о глобальных тенденциях развития,
управление поведением, открытость к новому,
эмоциональное восприятие нового.
Распоряжение КО № 1358-р от 25.10.2023 «Об утверждении
Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку
функциональной грамотности обучающихся»
Приказ № 135-о/д от 01.11.2021 г. «Об организации работы
по повышению функциональной грамотности»
План мероприятий по формированию
функциональной грамотности
обучающихся на 2022/23 учебный
год
График
проведения работ по функциональной грамотности
Информационные материалы

Электронный банк заданий для оценки функциональной
грамотности (РЭШ)
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной
грамотности (fipi.ru)
Банк заданий (instrao.ru) Материалы для 5-9 классов и
учителей по развитию функциональной грамотности
Открытые задания PISA, материалы издательства
«Просвещение»
Федеральные документы:
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219
"Об утверждении методологии и критериев оценки качества
общего образования в ОО на основе практики международных
исследований качества подготовки обучающихся
Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 №
ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки
функциональной грамотности обучающихся»
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238
«Об электронном банке тренировочных заданий по оценке
функциональной грамотности»
Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 Об
организации работы по повышению функциональной
грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 №
03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению
функциональной грамотности
Региональные документы:
Распоряжение №2537-р от 08.09.21 года «Об организации
проведения РДР в ГОО Санкт-Петербурга, реализующие
основные образовательные программы в 2021/2022 учебном
году»
Распоряжение №2527-р от 08.09.21 года «Об утверждении
порядка проведения РДР в ГОО Санкт-Петербурга,
реализующие основные образовательные программы»
Распоряжение №2820-р от 13.10.21 года «О внесении
изменений в распоряжение Комитета но образованию от
08.09.2021 No 2537-р»
Распоряжение №2598-р от 15.09.21 года «Об утверждении
Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку
функциональной грамотности обучающихся государственных
образовательных организаций Санкт-Петербурга,
реализующих основные общеобразовательные программы, на
2021/2022 учебный год»
Распоряжение №3197-р от 01.12.21 «О внесении изменения в
распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 №
2598-р»
Письмо Комитета по образованию о Чемпионате по
финансовой грамотности
Единый день функциональной грамотности в
Санкт-Петербурге (январь 2022)
Результаты региональной оценки по модели PISA-2020
Санкт-Петербург
Документы Московского района Санкт-Петербурга:
План мероприятий, направленных на формирование и оценку
функциональной грамотности обучающихся государственных
образовательных организаций Московского района
Санкт-Петербурга, реализующих основные
общеобразовательные программы на 2021/2022 учебный год
(утвержден 21.09.2021)
План мероприятий, направленных на формирование и оценку
функциональной грамотности обучающихся государственных
образовательных организаций Московского района
Санкт-Петербурга, реализующих основные
общеобразовательные программы на 2021/2022 учебный год
(утвержден 21.01.2022)
Практика работы по функциональной грамотности в ГБОУ
лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга
|